Как в настоящее время выглядит «элитная» схема «оптимизации» НДС? Вы создаете организацию, которая является буфером между продавцами бумажного НДС и вашей компанией. Эта организация должна соответствовать определенным критериям.  Все эти критерии мы описывали ранее. Подобные организации так же предлагают на рынке продавцы бумажного «счастья». Они называют их Флагманами, а на языке налоговой службы это Выгодоприобретатели.

То есть это те компании, которые, по мнению налоговой службы, должен «отвечать» за разрывы, которые образовались по цепочкам НДС до них. Проблема заключается в том, что почему-то часть акцептованных (подтвержденных) выгодоприобретателей сами не торопятся оплатить разрывы, а проверка к ним приходить не спешит. Злые языки поговаривают, что это происходит неспроста, мол, сами работники налоговых служб имеют какое-то отношение к таким выгодоприобретателям.

Мы в это не верим, просто руки до всех не доходят.  Ведь нельзя просто так взять и назначить приличной компании проверку, надо же внимательно и вдумчиво собрать все доказательства, взвесить, утвердить. А на это людей не хватает. Поговаривают, что «на пороге» таких (всяких) выгодоприобретателей лежит несколько триллионов (это как миллион, только в миллион раз больше) рублей разрывов. Видимо эти слухи дошли до Центрального Аппарата ФНС и они решили, что неплохо бы всех таких выгодоприобретателей собрать в единую базу.

В чем-чем, а в отсутствии инициативы ЦА ФНС обвинить сложно. Поэтому высочайшим повелением (на уровне ФНС конечно же)  Управления по субъектам обязали собрать всех своих выгодоприобретателей и отправить до 15 декабря 2021 года в Межрегиональную инспекцию по камеральному контролю. Она обобщит всю информацию и к 27 декабря текущего года передаст единую базу в ЦА ФНС.

В базу будут включены разрывы, начиная с 2019 по 3 квартал 2021 года. То, что не включен 2018 год, говорит о том, что системно работа с ФРВ будет осуществляться уже в 2022 году, а 2018 «закроют» по старинке: «нытьем и катаньем».

Всем выгодоприобретателям в реестре присвоят роли: системные и не системные. Первые это те, кто «воровал, ворую и буду воровать ваш НДС». Компании из квартала в квартал получающие необоснованную налоговую выгоду, ну или, по крайней мере, два последних квартала их четырёх. Несистемные – это уже вставшие на путь исправления, но с грехами за 2019-2020 года.

Далее всех этих выгодоприобретателей отсортируют по сумме разрывов, конечно же, от большей к меньшей и всех системных начнут отрабатывать. Естественно это все будет происходить «на земле», в тех самых территориальных налоговых, кто и раньше этим должен был заниматься, только контролировать их будут уже не работники Управлений, а напрямую ЦА ФНС.

С особо запущенными случаями будут персонально работать инспектора, якобы даже из разных отделов. Что бы, если во время камеральной проверки не смогли отработать системного выгодоприобретателя, то по нему быстро собрали предпроверочный анализ и отправили в план выездных.

Список федерального реестра выгодоприобретателей будет наполняться на основании:

  • Автоцепочек (мы о них еще не рассказывали) с 2019 года
  • Заключения территориальных органов об установлении выгодоприобретателей
  • Комментариев в АСК НДС-2

В дальнейшем, федеральный реестр выгодоприобретателей будет служить первоочередной базой для отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Предполагаем, что в первом квартале 2022 начнут, а во втором уже конкретно развернутся по работе с реестром.

Возникает вопрос, так ли все это страшно? У меня мнение, что наибольшую опасность это представляет для «жирных гусей», которых почему-то раньше никто не трогал. Если исходить из логики, то до «мелочи пузатой» и их несистемными разрывами еще больше «руки не дойдут». Но только на это рассчитывать не стоит. Готовьте доказательства реальности сделок и легенду взаимоотношений.