Вчера мы начали про Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей, сегодня продолжение.

"Комментарии" – заполняются вручную инспекторами. Могут ими же и удаляться, если есть основания. Принцип работы "комментариев" аналогичен автоцепочкам, только делается все вручную в рамках открытых камералок.

"Комментарии" представляют собой заполненную табличку формата Эксель с формальными признаками определения компаний как однодневок, техничек и выгодоприобретателей (та же бальная шкала).

По "комментариям" мероприятия налогового контроля зачастую не проводятся, поскольку их формирование осуществляется формально, по регламенту. В течение 10 рабочих дней необходимо успеть определить выгодоприобретателей и занести их вручную в АИС. Пока один инспектор анализирует 300-500 своих деклараций, 10 дней ему не хватит для полноценной отработки даже на одного выгодоприобретателя, не говоря уже даже о сотне.

Естественно, что данный ресурс является малоперспективным для налоговиков, но неудобства доставляет значительные. По данному направлению приходится отчитываться ежемесячно, еще и двумя отчетами: по количеству Комментариев и по количеству уточненок по ним. Нужно ли указывать, что и эти отчеты заполняются вручную в формате Эксель? 

В 2021 году ФНС решает создать Федеральный реестр выгодоприобретателей из вышеупомянутых трех источников. Спустя какое то время до светлых голов дошло, что не все налогоплательщики в данном реестре действительно являются выгодоприобретателями схем по уходу от уплаты налогов и их следует однозначно наказать. Поэтому к названию реестра деликатно добавили еще одно слово – «предполагаемых».

Разумеется, что пока данный реестр кропотливо собирался рядовыми инспекторами региональных инспекций по всем трем направлениям вручную в формате Эксель, были и задвоения и ошибки в заполнении и случайные пропуски налогоплательщиков. А еще были и неслучайные пропуски по различным причинам (показатели, договоренности и т.п.).

Сортировка выгодоприобретателей осуществляется от наибольшей суммы НДС до наименьшей. В первую очередь отрабатывается крупная рыба, и в их отношении налоговикам дана команда «Фас!», ничего личного, это просто деньги. Причем выездные проверки назначают иногда даже на ликвидируемые, пустые компании.

Отчет по ФРПВ - ежемесячный. ФНС планировало разработать автоматизированный отчет, поскольку всю страну вручную не проверишь - всех ли выгодоприобретателей включили в ФРПВ. Но до настоящее время полноценного автоматического алгоритма так и не разработано.

От "Комментариев" планировали отказаться еще в июле этого года, ведь есть автоцепочки. Но они еще живы и сколько еще будут мучатся с ними инспектора - непонятно. Кстати, когда на свет рождалось Заключение по «сложным» разрывам – его необходимо было вручную добавлять и в Комментарии.

Как итог, что мы имеем? Что попадание в ФРПВ – русская рулетка. Большая часть попадает в данный реестр случайно или по формальным признакам (баллам), тот же субъект МСП игнорируется налоговыми органами как «техничка», из-за чего страдают все (хотя ФНС всегда на стороне субъектов МСП и готово помочь, только попроси).

И еще один момент. Крупным регионам (таким, как С-Петербург и Москва) будут помогать в работе региональные инспекции. Не удивляйтесь, если мероприятия по Вашей компании вдруг начнет проводить инспекция из Мурманска, когда вы зарегистрированы в Москве.
Практика проведения ВНП другими регионами уже есть (например, инспекции Республики Коми не проводят свои ВНП, но охотно (на самом деле нет) проводят ВНП для Санкт-Петербурга.

Приглашение на “побудительную” встречу в рамках отработки ФРПВ не значит, что у налоговой есть доказательства Ваших проступков. Очень часто это блеф, развод, манипуляции, основанные на искреннем желании инспекторов выполнить план по кассовым сборам без лишней работы.

Если у Вас возникла такая ситуация, то это повод обратиться к опытному налоговому специалисту, который поможет урегулировать ситуацию. Например к нам. Берегите себя.