А счастье было так возможно, так близко… Но недолго радовались предприниматели от выгодных отношений с самозанятыми. Налоговики за этими отношениями сейчас не просто следят, а рассматривают каждый пунктик через лупу. А если обнаружат что-то подозрительное, не стесняясь, вызывают налогоплательщиков для дачи показаний, с пристрастием проверяют и делают доначисления.
У налоговиков все складывается очень удачно. За три года, которые прошли с момента появления налогового режима самозанятости, компании насдавали массу отчетности и заключили множество гражданско-правовых договоров с самозанятыми. Так что информации для анализа у ФНС предостаточно, а автоматизация только ускоряет поиск подозрительных связей.
Главная претензия – маскировка трудового договора под гражданско-правовой. Если инспекция соберет убедительные доказательства (а кто-то сомневается?), компании доначислят НДФЛ, страховые взносы и прочие прелести в виде штрафа и пеней. При регулярных выплатах самозанятым сумма набежит значительная.
К примеру, если услуги одного такого гражданина ежемесячно оплачивались в размере 30 тыс. руб., и налоговая докажет, что отношения были трудовыми, компании придется выложить ещё 200 тыс. рублей. И это только за один год подозрительных отношений!
Хотя старается не только налоговая. Самозанятые тоже не прочь извлечь для себя выгоду из новых деловых связей. И правда: почему бы не получить бонусы от того, что заказчик оказался вовсе не заказчиком услуг, а работодателем? Тут тебе и надежно пристроенная трудовая книжка, и официальные отпуска, и пенсионные отчисления, которые согреют душу в старости.
Вот, скажем, таксист. Вроде бы и работает сам на себя, а на трудовые отношения претендует. Спит и видит, что он не просто самозанятый, промышляющий частным извозом, а штатный работник ООО «Яндекс Такси». Мечта эта была столь сильной, что председатель профсоюза таксистов решил добиться ее осуществления через суд.
Иск, конечно, он подал индивидуальный, но в случае успеха за первопроходцем, закрепившим отношения с агрегатором трудовыми узами, потянулись бы другие. И что – всех трудоустраивать? Да еще и налоги с зарплаты платить?! Яндекс Такси выиграл это дело в трех инстанциях.
Спасло то, что отношения с самозанятым были оформлены правильно:
-Стороны заключили «договор на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису». В нем указана обязанность ООО «Яндекс Такси» предоставить доступ к сервису, то есть оказать информационные и информационно-технологические услуги. Договор не обязывает таксиста выполнить работы или оказать услуги непосредственно для агрегатора.
-В отношении самозанятого таксиста не действуют правила внутреннего трудового распорядка, не установлен график работы. На сервисе «Яндекса» сохранились данные о том, что таксист сам выбирал, когда работать: перевозил пассажиров в разные дни недели и в разное время. К тому же он неоднократно отклонял поступающие запросы – сам решал, каких клиентов брать.
-Агрегатор не обеспечивал таксиста оборудованием для работы. Таксист самостоятельно арендовал автомобиль для частного извоза.
-Договор предусматривает, что оплачивать услуги агрегатора должен таксист. А средства, которые перечисляло ООО «Яндекс Такси», – это совсем не похоже на сдельную оплату труда. Сервис лишь передавал таксисту оплаченные пассажирами деньги в безналичной форме. Но клиенты могли расплатиться и наличными. И если бы так делали все, «Яндекс» вообще в этой схеме не участвовал бы – никаких перечислений от него таксисту бы не шло.
Вот и получается, что неожиданный удар компания может получить с разных сторон. И налоговая активизировалась, и самозанятые не дремлют. Поэтому советуем проверить формулировки вашего гражданско-правового договора – в них ничего не должно навевать мысль о трудовых отношениях. И не забывайте собирать документальные подтверждения отношений с самозанятыми. Тогда ваши позиции будут так же сильны, как у «Яндекса».
Вы уверены, что при работе с самозанятыми все делаете правильно?