Сегодня наш налоговый консультант представлял интересы доверителя на комиссии по выбиванию принуждению. Инспектор продемонстрировала не простое дерево (каким уже никого не удивишь), а красивую картинку со словами «вот ваша схема в дашборде, нам тут новое программное обеспечение поставили, схемы щелкает». Ее мотивом, конечно, было произвести впечатление и тем самым подавить любую мысль о сопротивлении со стороны налогоплательщика.
Но слова не достигли цели потому, что днем ранее он видел аналогичную картинку в учебном материале и назвал наименование блока, чем смутил инспектора. Предупрежден – значит вооружен. Старое правило, которое работает. Печально только то, что схему машина выдала инспекторам менее чем за месяц с момента сдачи декларации, и мероприятия налогового контроля они проводят во время сроков проведения камеральной проверки. А разрывов до 6 колена по дереву нет.
Но как верно заметили в одном из крупнейших чатов по продаже бумажного счастья, куда кто-то из наших подписчиков скинул материал, кнопки «доначислить» у этого программного обеспечения пока нет. А налоги доначисляют не только по личному желанию инспектора. Так, что опускать руки не стоит. А мы постараемся рассказать о новой системе как можно более понятно и подробно. Продолжим про порядок действий территориального налогового органа.
Начальник отдела (сотрудники отдела) ТНО, ответственный за проведение КНП, проводит отработку потенциальной схемы уклонения и (или) риска в рамках текущей КНП в установленный законодательством срок. То есть, цель внедрения ИАС КБ выявление схем уклонения во время камеральной проверки, так как у налогового органа есть весь инструментарий для законного доначисления.
Сотрудники отделов ТНО, ответственные за проведение КНП, проводят мероприятия налогового контроля (МНК) для минимизации риска и схем уклонения в соответствии с НК РФ. При необходимости исполнения МНК в отношении потенциальных участников схемы уклонения, состоящих на учете в ТНО, отличных от места администрирования налогоплательщика проверяемой налоговой декларации, организовывается (поручается) выполнение МНК соответствующему ТНО.
Ну и на заместителя начальника ТНО, ответственного за камеральные проверки, возлагается обязанность контролировать своевременность исполнения сотрудниками необходимых мероприятий. В принципе ничего необычного, если не считать, что человек контролирует подчиненных, а его контролирует как машина, так и вышестоящие «человеки». Так чем должны же заниматься межрегиональные инспекции и Управления?
МИ ФНС России по камеральному контролю в рамках проведения анализа корректности выявленных рисков и схем уклонения по мере их выявления в срок не более 3-х рабочих дней с момента выявления осуществляет проверку корректности сработавших в рисках и схемах критериев с последующим фиксированием подтверждения/не подтверждения результата анализа в Досье проверок. Случаи, при которых выявленный риск или схема уклонения по прошествии сроков остались без результата анализа, недопустимы.
Вот так вот. Три дня на анализ и занесение в досье проверок. Хочешь выполняй, а хочешь попробуй не выполни. Вряд ли наградят путевкой в ведомственный санаторий. Но кроме этого должностные лица, ответственные за камеральные проверки в Управлениях контролируют «территориалов». Соответственно, что бы самим не «прилетело» сверху, нужно заставлять работать тех, кто «снизу».
Но так как проект пилотный и направлен не только на увеличение собираемости налогов, но и на поиск ошибок в схемах, то у «регламента» есть параграф 6 «Порядок оценки эффективности отработки рисков и схем, оценки работоспособности программного обеспечения, а также предоставления предложения по адаптации программного интерфейса».
Но об этом параграфе завтра. А пока вопрос подписчикам, проводите ли вы мероприятия коммерческой (должной) осмотрительности до того как начинаете работать с контрагентом, который ведет деятельность с повышенным налоговым риском? Или только когда прилетит от налоговой?