Я не раз уже с горечью писал о последствиях походов директоров в налоговую, где они умудряются на пустом месте потерять деньги. И о хитрых ловушках, которые расставляют инспектора при общении с бизнесом. Сегодня настало время очередной «очумительной» истории. К сожалению, которая далеко не единична. Начиналась она как тысячи других, подобных историй.
В адрес Общества с годовым оборотом около 150 млн. пришло уведомление о вызове директора в налоговый орган для дачи пояснения о взаимоотношениях с контрагентом за 2 квартал 2022 года, сумма риска 4896 тысяч рублей. Сумма немаленькая, но с учетом московского региона не являющаяся чем-то исключительным.
Следующий документ, который оказался у нас на руках - это протокол допроса, проведенного в отношении директора в день и час, когда его вызывали в налоговую. Допрос коротенький, буквально 4 пункта, причем три из них посвящены установлению личности, должности, проверке на номинальность (чем занимается организация и сколько народу работает). А взаимоотношениям с контрагентом посвящен один пункт. Точнее хитрый один пункт, который содержал в себе несколько вопросов.
Знаком ли контрагент? Какие взаимоотношения осуществлялись во 2 квартале 2022? Опишите подробно сделку. Есть ли задолженность?
Если вы можете соотнести сумму НДС (риска) и оборот компании, то должны понимать, что сделка для организации была существенной, поэтому ответы должны быть соответствующие. Это же допрос. И что я читаю в ответ на этот пункт? Привожу практически дословно (тезисно).
Контрагент знаком, являлся поставщиком железобетонных конструкций. Когда началось сотрудничество, не помню, работали в прошлом году (2022). Данная организация сама предложила сотрудничество, прислав коммерческое предложение. С генеральным директором лично не знаком, в офисе не был, сотрудников не видел. ФИО представителя не знаю, контактов не сохранилось. Доставка осуществлялась силами контрагента посредством транспортных компаний, каких не помню.
Товар частично перепродали, частично использовали на собственные нужды. Сотрудничество начали из-за наличия у них ассортимента продукции, закончили, когда товар кончился. Переводили ли деньги в адрес контрагента – не помню. Имеется ли задолженность – не помню. Претензий нет. Заявки на проезд на нашу территорию не оформлялись, письменно номера транспорта не передавались, все общение происходило устно. Проводились ли мера осмотрительности – не помню.
Через два дня директор обратился к нам за консультацией. Потому что позвонила инспектор и сообщила, что, если не уточнятся по контрагенту, то назначат тематическую выездную налоговую проверку (по НДС за квартал).
После прочтения этого документа у меня возник только один вопрос, почему его наименование «протокол допроса», а не «явка с повинной». Все ошибки, которые мог допустить директор – он допустил. И первая ошибка, что на консультацию пришел не перед мероприятием, а после. Когда пользы от нас до обидного мало.
В итоге Общество обязательства уточнило. Они смоли перекрыться (частично) другими кварталами, но денег потеряли немеряно. Но, как я сказал в начале, такие ситуации не единичны. Бизнесменов вызывают в налоговые где они совершают ошибку за ошибкой и теряют деньги. Я насчитал, как минимум, 7 критических ошибок при вызове в налоговую. И подумал вот что.
Совсем недавно мы проводили практикум по ответам на требования, но совершенно не рассматривали «уведомления о вызове для дачи пояснений», потому что тема очень обширная. Но не менее важная, а может даже более. По крайней мере в части последствий для бизнеса. У нас самих отработаны все шаги от получения уведомления до выработки маршрутной карты действий после ответа на протокол. Но бизнесмены приходят к нам на консультации, когда уже поздно.
Поэтому я решил провести практикум, посвященный вызовам в налоговую по сомнительным контрагентам. Анонс и программу ждите, скоро будет
Практикум нужен?