С момента введения ЕНС мы пару раз упоминали об этом явлении и рассказывали о некоторых особенностях, но ни разу не делали подробные публикации. Частично это можно объяснить тем, что мы в “Налоги без Пи” надеялись, что со временем все проблемы будут исправлены и мы ух как все счастливо заживем; ну или по крайней мере главные острые углы будут сглажены точечными изменениями. Тем не менее, на момент написания этого поста с дня официального и полноценного введения ЕНС прошло практически 8 месяцев, а состояние системы не то, что не идеально – кажется, что найти человека которому она действительно нравится сложнее, чем соблюсти все правила по должной осмотрительности при выборе контрагента (включая анализ расчетного счета, как советуют некоторые “эксперты”).
Поэтому сегодня мы с вами поговорим об основных проблемах, которые принёс вместе с собой ЕНС – благо разумные сроки толерантности мы выдержали уже по любому. Но перед тем, как мы начнем, нужно подчеркнуть следующее: мы не считаем, что сама по себе идея ЕНС плоха, скорее наоборот; но мы абсолютно убеждены что все было очень плохо реализовано. Это подтверждается и словами главы ФНС Даниила Егорова: “Цена внедрения, конечно, сейчас перевешивает те эффекты, которых мы планировали добиться от самого проекта”. Но при этом глава налоговиков продолжает активно бравировать достигнутыми успехами ЕНС; например, что благодаря единому налоговому счету число ошибочных платежей сократилось в 11 раз. Не знаем, радоваться или плакать после этого сообщения, когда точно знаешь с какими проблемами сталкиваются налогоплательщики в действительности:
- Все очень интересно, но вообще ничего не понятно. Введение чего-то нового часто сопровождается непониманием, вопросами, конфликтами – с этим никак не поспоришь. Введение ЕНС затронуло абсолютное большинство налогоплательщиков, масштабы бедствия беспрецедентны. Налоговики пытались решить эту проблему – создавались текстовые гайды по тому, как теперь нужно оплачивать и когда; проводилось огромное количество разъяснительных вебинаров и публичных выступлений офлайн и т.д. Однако, этого оказалось недостаточно – система поменялась слишком сильно, недоработки и проблемы новой системы слишком глобальны, чтобы их перекрыть разъяснениями работников налоговых инспекций, имитацией заботы о налогоплательщиках с высоких трибун, попытках внушить что все идет хорошо.
- Технические шоко неполадки. Тут мы будем предельно краткими; представьте ситуацию: вводят ЕНС, одна из главных целей которого – упрощение процесса оплаты налогов и повышение понимания налогоплательщика в том, что он вообще делает и куда деньги-то, собственно, перечисляет. И вот, гражданин налогоплательщик сидит весь веселый, думает наконец-то жизнь легкая пойдет; а затем заходит в личный кабинет налогоплательщика, а там нельзя увидеть остаток по ЕНС, нельзя получить выписку операций по расчётам с бюджетом, нельзя получить справку об исполнении обязанности по уплате налогов и еще много других нельзя. Думается, ситуация говорит сама за себя. Нет слов, просто нет слов и даже желания критиковать.
- Сдвиг временного континуума. До введения ЕНС всевозможные выплаты налогов были распределены по месяцу; да, кто-то может сказать, что между ними было не так уж много времени, но всё-таки оно было. Теперь же все налоги выплачиваются в один день – это определенно создаёт проблемы для некоторых компаний, поскольку выведение одной крупной суммы средств из бизнеса явно ударяет сильнее (особенно заметно это, вероятно, для развивающихся компаний). В этом направлении есть еще вопросы с выплатой НДФЛ, но углубляться мы в это, пожалуй, не будем.
Итак, на этом наш крик души подходит к концу. ЕНС – крупнейший факап в современной истории фискальных органов. Печально, что до сих пор непонятно, когда будут устранены недоработки системы. Но мы реалисты с оптимистичным настроем и верим, что все будет хорошо!
Что вы думаете об ЕНС?