Продолжаем знакомить наших подписчиков с изменениями, которые вступят в действие с 1 июля этого года.
В счета-фактуры вводятся новые реквизиты (пп. 4, 5, 14, 16-18 п. 4 ст. 169 НК РФ):
- Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости
- Код единицы количественного учета товара, подлежащего прослеживаемости
- Количество товара, подлежащего прослеживаемости, в единице количественного учета товара
- Номер средства идентификации товаров (номер контрольных (идентификационных) знаков и (или) номер групповой упаковки)
- реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав;
- порядковый номер записи;
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
‼️ Важно! В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ Неуказание (неверное указание) поставщиком в счете-фактуре РНПТ, количественной единицы и количества прослеживаемого товара не лишает покупателя права на вычет НДС. При продаже прослеживаемого товара лицу, не являющемуся налогоплательщиком НДС, налогоплательщиком, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры должны составляться (п/п. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Особенности камеральной проверки.
Статья 88 НК РФ дополняется пунктом 8.9: «При проведении камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости»
Статьи 91 и 92 НК РФ добавили нормами, что при выявлении нестыковок в данных по прослеживаемости, поступающих от разных участников оборота товаров, налоговый орган в ходе камеральной проверки имеет право доступа на территорию налогоплательщика для проведения осмотра.
Дополню информацию относительно данной темы вопросами и ответами с сайта ФНС.
Не будет ли создаваемая система дублировать систему маркировки?
Маркировка и прослеживаемость схожи по своим целям, но в части реализации они имеют отличия, вот некоторые из них:
- система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
- система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
- система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.
Что будет со счетами-фактурами, полученными до 1 июля 2021 года, в которых указаны прослеживаемые товары? Если эти счета-фактуры еще не попали в книгу покупок, то как эти документы должны попасть в книгу покупок? Как обычно, без номеров РНПТ?
Данные счета-фактуры включаются в декларацию в обычном порядке. Указывать РНПТ в счетах-фактурах в обязательном порядке нужно после вступления в силу основных положений законопроекта, то есть, начиная с 1 июля 2021 года.
Счета-фактуры до 1 января 2021 года не должны выставляться с РНПТ. Поэтому это не является нарушением.
Можно констатировать, что нововведение хоть и усложнит жизнь бизнесу, но пока не коснется основной массы налогоплательщиков. Скорее всего, будет испытательной площадкой для дальнейшего массового внедрения по всем видам товаров. Думаю коллективный разум к середине лета найдет способы обхода прослеживаемости товаров с целью оптимизации налогообложения. А мы будем держать вас об этом в курсе.