Когда речь заходит о налогах и различных штрафах, большинство налоговых консультантов, как нам кажется, хотели бы придерживаться народного афоризма “Лучше меньше, да лучше” – и речь тут идёт даже не о выплачиваемых суммах (хотя мы бы и не отказались), а об их количественной составляющей и качестве их проработанности и имплементации на практике.

Всегда лучше иметь всего лишь несколько понятных и объясненных доступным языком сборов/санкций (пусть даже и сравнительно крупных), которые считаются как надо и взымаются как должно; напротив, перегрузка всевозможными пошлинами и прочим чуть ли не за воздух и солнечный свет несёт невероятный вред бизнесу, подставляя подножки на каждом шагу предпринимательства.

Тем не менее, законодатель и налоговые органы с нами, по-видимому, категорически не согласны, поскольку за последние месяцы в не такой уж и стройный ряд налогов и штрафов добавились еще несколько, а кроме того, остался потенциал ещё и на будущее.

Давайте сегодня изучим некоторые нововведения, с которыми нам придется столкнуться (и которые придётся выплачивать) уже в ближайшем будущем или даже настоящем.

Начнём сразу же с “крупного хита”. Ещё 4 сентября вступил в силу 415-ФЗ, согласно которому власти получили необычайно приятную возможность вводить разовые налоги при помощи федеральных законов; при этом подобные налоги будут являться обязательными к уплате на всей территории РФ. Однако это еще не все, поскольку налоги это не совсем простые: для них спокойно может устанавливаться особый порядок определения элементов налогообложения (ставки, налогооблагаемой базы, порядка исчисления, срока уплаты и т.д.). Даже не знаем с чего бы тут и начать, на какую именно часть жаловаться, о какой именно горевать. Конечно, стоит сразу отметить, чтобы не разводить панику, что это вовсе не означает появление нового налога в каждый вторник – всё-таки принятие федерального закона штука не настолько простая и быстрая, да и теоретически его необходимость и полезность нужно еще доказать при рассмотрении. Тем не менее, возможности, которые открыл этот закон, немного пугают, когда начинаешь задумываться о них в пессимистично-карикатурном направлении (смотрим на вас, принц Лимон из Чиполлино).

Ну, так или иначе, имеем что имеем. Напомним кстати, что уже существует и пример действия этого ФЗ – тот самый налог на сверхприбыль, о котором мы рассказывали немного ранее. Для тех, кто в танке: налог этот представляет собой единоразовый сбор в размере 10% от сверхприбыли, полученной компанией за предыдущие два года. Беспокоиться пока стоит только крупным компаниям, но всё же это первый звоночек грядущих нововведений. Следующий на повестке дня – не так давно утвержденный новый штраф.

В закон о рекламе были внесены некоторые изменения при помощи закона № 347-ФЗ. С этими изменениями были введены требования к маркировке и учету диджитал-рекламы, демонстрируемой на территории России. Также были предусмотрены и штрафы за соответствующие нарушения; они будут применяться не только за размещение рекламы без маркировки, но и за непредставление данных по ней, а их размер может достигать 500 тысяч рублей.

Ещё один пример – штраф за нарушение запрета на отчуждение имущества без разрешения налоговых органов. Согласно п. 10 ст. 101 НК РФ налоговый орган может принять меры, направленные на обеспечение исполнения решения, принятого по результатам налоговой проверки – например, этот самый запрет на отчуждение имущества; однако, по какой-то неочевидной причине, монетарная ответственность за его нарушение раньше не была предусмотрена в целом. И это далеко не все подобные нововведения за последнее время; сентябрь вообще выдался достаточно урожайным на события такого рода. Какие-то из них кажутся вполне логичными и справедливыми, другие – непрактичными и выбивающими из колеи. Но, как говорится, селяви – такова жизнь! Сдюжим и не такое. Какой налог/штраф еще стоит добавить?