Продолжаем разбирать письмо ФНС посвященное ст. 54.1 НК РФ. Оценке обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в силу которых налогоплательщик должен быть знать о формальном документообороте с участием «технических» компаний посвящена целая глава № 4. Налоговый орган, с точки зрения авторов письма, должен занимать активную позицию в сборе доказательств оценивающих доводы налогоплательщика, что тот проявлял должную осмотрительность при выборе контрагента.

По мнению ФНС, при осуществлении данного выбора предприниматели оценивают, как правило,  не только условия сделки и их коммерческую привлекательность. Но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения. Наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Ну а при совершении значимых сделок, например, по поводу дорогостоящих объектов недвижимости, изучают историю взаимоотношений предшествующих собственников и принимают тому подобные меры.

Согласно рекомендациям, налоговым органам следует исследовать в совокупности и взаимной связи, следующие обстоятельства:

  • Неизвестность налогоплательщику информации о фактическом местонахождении контрагента. А также данных о местонахождении  производственных, складских, торговых или иных площадей, необходимых для ведения предпринимательской деятельности
  • Отсутствие свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, квалифицированных кадров, имущества, необходимых лицензий, разрешений, свидетельств о членстве в саморегулируемой организации и т.п.), подтверждающих возможность реального выполнения контрагентом условий договора. А также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.
  • Отсутствие у соответствующих должностных и ответственных лиц налогоплательщика информации об обстоятельствах выбора контрагента, заключения сделки и ее исполнения.
  • Отсутствие взаимодействия с руководителем, иными должностными лицами, ответственными сотрудниками или иными лицами, уполномоченными действовать от имени контрагента, при обсуждении условий и подписании договора. Отсутствие документального подтверждения полномочий данных лиц.
  • Несовершение действий по получению необходимой информации, которые обычны для деловой практики, неосуществление налогоплательщиком анализа сведений о контрагенте, размещенных в том числе на официальном сайте ФНС России в формате открытых данных.
  • Отсутствие в открытом доступе информации о контрагенте, свидетельствующей о ведении им реальной экономической деятельности.
  • Отсутствие у налогоплательщика информации о способе получения сведений о контрагенте (например, наличие рекламы в СМИ, сайта, рекомендаций партнеров или других лиц).
  • совершение сделки без получения необходимого в силу закона или учредительных документов согласия органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления;

Сегодня представлена только половина списка рекомендаций для исследований обстоятельств взаимоотношения налогоплательщика и его контрагента. Завтра опубликуем другую половину и кратко обсудим, а можно ли что-то с этими доказательствами сделать.

⁉️Как вы считаете, реально по данному списку доказать, что выбор контрагента налогоплательщиком осуществлен с должной коммерческой осмотрительностью?