Наш канал достаточно много внимания уделяет вопросам налогового контроля, особенно в части истребования документов и информации. В первую очередь потому, что проблемы всевозможных требований волнуют наших подписчиков. Зачастую общение налоговых органов с налогоплательщиками посредством требований, напоминает поведение гопников в подворотне. В зависимости от настроения могут лишить кошелька, а могут и шапку-шубу-сумку потребовать.

Кстати, встречаются совсем отморозки. Недавно один наш подписчик не ответил взаимностью на приказ представить документы по требованию, которое составлял или сторож инспекции или доберман инспектора.  Мешанина статей, которым не соответствуют слова и сроки.  Отказ обидел отморозка и он прислал требование о представлении документов в рамках камеральной проверки из 89 пунктов.

Поведение данного инспектора – хорошая иллюстрация того, что необходимо более глубоко знать свои права и обязанности при осуществлении налоговым органом мероприятий налогового контроля. И что немаловажно, права и обязанности самих налоговиков. Кстати, если нет времени и желания во всем этом разбираться, то можно пролистать текст  и сразу обратиться к роботу-помощнику Лизе . Мы работаем практически круглосуточно.

В январе этого года в Палате налоговых консультантов прошел великолепный семинар, где один день был полностью посвящен камеральному контролю и ответам на требования. Кстати, часть материала для подготовки данного семинара было предоставлено нашими подписчиками. Правда, обещанный универсальный алгоритм не готов, теперь ориентируемся на апрель. Но материалами с данного семинара в ближайшие недели буду делиться с нашими подписчиками.

Итак, при подготовке ответа на запрос или требование налоговой службы необходимо знать границы действий налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки. Потому, что полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания.

Необходимо запомнить, что Налоговым Кодексом при проведении налоговой проверки установлены основания, предметный состав и порядок истребования  документов (информации) и пояснений.

По статье 88 НК РФ установлен  закрытый перечень оснований для истребования пояснений, документов (информации), а  предметный состав запрашиваемых сведений и документов (информации) конкретизирован

По статьям 93 и 93.1  порядок истребования сведений и документов (информации) налоговым органом в зависимости от формы контроля, вида налоговой проверки, статуса налогоплательщика при проверке в пределах срока и вне срока ее проведения.

При реализации своих полномочий по истребованию документов и информации налоговые органы обязаны использовать типовые документы согласно приказов ФНС РФ от 07.11.2018 № 628@, от 27.08.2020 № 609 и соблюдать правила их заполнения. Для тех инспекторов, которые творчески подходят к правилам, закрепленным в Налоговом кодексе, напоминаем:

«Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах» пп.1 п.1 ст.31 НК РФ

«Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции» абз.2 п.1 ст.82.НК РФ

Для того, что бы разобраться в сущности статей 93 и 93.1 необходимо сократить их до смысла в разрезе вопросов: Кто (1), При каких обстоятельствах (2), Что делает (3), В отношении какого лица (4), Что истребует (5), Характеризующие признаки (6).

Ст. 93 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1), проводящее проверку (2), вправе истребовать (3), у проверяемого лица (4), документы (5), необходимые для проверки (6).

П. 1 ст. 93.1 НК РФ:  Должностное лицо налогового органа  (1) проводящее налоговую проверку или рассматривающее материалы проверки (2), вправе истребовать (3), у контрагента или иных лиц, располагающих документами (4), эти документы (информацию) (5), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (6)

To by continued…

P.S. В публикации использованы авторские материалы из выступления Виноградовой О.А.