Вообще легче перечислить что осталось неавтоматизированным. Цифровизация - массовое явление - начиная от выгрузок из электронных баз данных в Excel и заканчивая запросами в другие ведомства.
Самые известные автоматизированные процессы:
- истребование документов у налогоплательщиков (зачастую используют готовые шаблоны, которые подтягивают все пункты в требования/поручения, корректируются необходимые данные и направляются адресатам);
- автоматический обмен с банками информацией об открытых/закрытых счетах;
- запросы в банки о движении денежных средств на расчетных счетах;
- внутренний электронный обмен между всеми налоговыми органами;
- автоматизированная проверка деклараций и отчетов (сопоставление счетов-фактур, контрольных соотношений и т.п.);
- автоматический обмен с Росреестром об имущественном состоянии налогоплательщиков;
- автоматический обмен с ГИБДД и Гостехнадзором о транспортных средствах и спецтехнике;
- автоматический обмен с ЗАГСом;
- автоматический обмен с таможней;
- обмен с Минобороны о мобилизованных гражданах.
У инспекторов автоматически подтягивается ранее истребованные документы (информация) у налогоплательщика и его ответ.
Рядовой инспектор контрольного блока имеет доступ к вышеизложенным данным, а также к выпискам по банковским счетам любого налогоплательщика в стране (кроме крупнейших налогоплательщиков), доступ ко всем книгам покупок и продаж, имущественному состоянию лиц, данным грузовых таможенных деклараций, состоянию расчетов с бюджетом и т.п.
Инспекторы используют программы и макросы в Excel (есть умельцы в ФНС) для свода массивов данных по банкам, книгам покупок/продаж, госконтрактах, выгодоприобретателях, имуществе и т.п., автоматически рисуются схемы товарно-денежных потоков и аффилированных лиц. Всем известное построение «дерева» происходит автоматически с отражением разрывов по НДС в цепи контрагентов.
Данные о госконтрактах отражаются в АИСе, данные о родившихся с 2000-х годов подтягиваются в базу с данными об их родителях. В справках по расчету страховых взносов автоматически подтягиваются родственники (супруги, дети) лица, за которого эти взносы уплачиваются.
По отдельному лицу (ФЛ/ЮЛ/ИП) можно сделать банковский свод по перечислениям от контрагентов (т.е. не по собственному счету лица, а счетам всех, с кем были какие-либо операции по банку) без отдельного запроса в банк.
Также налажен автообмен сведениями о наличии загрансчетов у ФЛ и оборот по ним (при наличии электронного обмена с другими странами) для проверки незадекларированных источников доходов за рубежом (такой доступ есть у единиц в отдельном налоговом органе).
Автообмен по системе ГЛОНАСС (доступ у единиц в одном налоговом органе).
Доступ онлайн ко всем операциям с ККТ (пробили в ресторане чек – инспектор сразу увидел у себя в базе): доступ аналогично выше двум – единичный.
Инспектор может уточнить всю историю транспортного средства (ответ из ГИБДД за 5 минут), информацию о недвижимом имуществе и земельных участках (Росреестр отвечает 3 дня).
Для всего вышеизложенного есть источники на рабочем месте инспектора (без подключения к сети интернет): АИС, ПК ИАР (данные обо всех плательщиках РФ (декларации, численность, таможня, система налогообложения, долги и т.п.), ФИРА.ПРО, Форум ФНС (где разбирают вопросы по тематикам, делятся опытом и удобными программами для работы), доступ к федеральной базе данных (данные по всем лицам в РФ, данные ГИБДД, данные таможни, справки 2-НДФЛ с 2008 года и т.п.), ГЛОНАСС, Консультант+, ККТ и другие.
Для доступа в интернет у инспекторов стоят отдельные компьютеры с сервисами Контур.Фокус, СПАРК, ЕГАИС и др.
Все перечисленное не является исчерпывающим перечнем возможностей ФНС, хотя и это уже впечатляет.
Но если вы привлекаете профессиональных налоговых консультантов, то даже данный арсенал возможностей не свидетельствует о том, что инспектору будет легко доказать, что вашей компанией совершено какое-либо нарушение НК РФ.