Особенно если ваш легковой автомобиль стоит дорого и относится к представительскому классу. Осмотр с пристрастием нужен не только перед куплей-продажей (как в случае с конем), но и при определении базы по транспортному налогу. Вот здесь бывают сюрпризы.
В принципе правила расчета транспортного налога для компаний не изменились: заглянул в паспорт дорогостоящей машины, сверил ее название и другие параметры с записями в специальном перечне Минпромторга, и если совпадения нашлись, рассчитал налог с повышающим коэффициентом. Только сверять названия теперь нужно не «на автомате», а вдумчиво. Главное, чтобы не буквы сошлись один в один, а базовые характеристики.
Вот, скажем, числится у вас на балансе Тойота Ленд Крузер Эскалибур и всем от этого хорошо: фирма подчеркивает свой статус, директор, разъезжая по делам, пользуется машиной по прямому назначению, бухгалтер радуется, что этой модели нет в перечне Минпромторга, и рассчитывает налог как обычно, без повышающего коэффициента. Ан нет. В свете новых обстоятельств плохо от сумм пересчитанного транспортного налога может стать и бухгалтеру, и директору, и фирме.
Не так давно Верховный суд определился, как быть с дорогостоящими легковыми машинами, которые по факту относятся к этой категории, но в специальном перечне не значатся. Судьи решили: если автомобиля нет в перечне, но он подходит по описанию, применять повышающий коэффициент все равно нужно (Определение от 26.08.2022 № 305-ЭС22-8615 по делу № А40-40762/2021).
Тот же Эскалибур в перечне хоть и не упомянут, но там есть другой автомобиль с аналогичными параметрами – Тойота Ленд Крузер Комфорт. Марка и модель у машин совпадают, даже объем двигателя одинаковый. А потому Эскалибур тоже подходит под описания Минпромторга и платить налог надо в повышенном размере.
К тому факту, что в названиях автомобилей совпали не все буквы, Верховный суд отнесся спокойно.
-Комплектации у двух машин (вошедшей в перечень и не названной в нем) разные. Но отсутствие в перечне детального описания марки и модели автомобиля или его более дорогой комплектации (какой оказался Эскалибур) не освобождает налогоплательщика от применения повышающего коэффициента.
-Дополнительные опции в комплектации машины не изменили ее базовые характеристики.
-По стоимости и году выпуска автомобиль соответствовал требованиям ст. 362 НК РФ о применении повышающих коэффициентов.
В итоге Верховный суд согласился с решением налоговиков доначислить компании, затеявшей спор, транспортный налог. За Тойоту, Ауди и четыре Мерседеса ей набежали недоимка в размере 455 тыс. руб. и штраф.
Вдумчивый подход к расчету транспортного налога ФНС понравился. О судебном прецеденте она рассказала нижестоящим инспекциям, предложив им руководствоваться данным подходом в работе (Письмо ФНС России от 19.09.2022 № БС-4-21/12419@). Так что если у вас в компании числится дорогой и мощный «конь», но он не назван в перечне Минпромторга, к этому транспортному средству стоит отнестись повнимательнее.
Выводов сегодня будет два. Один приятный, другой – реалистичный.
1. При уплате транспортного налога за 2022 год многим вообще не придется использовать никакие коэффициенты. Повышенный размер налога сохраняется только для автомобилей стоимостью от 10 млн руб. (тогда уж никуда не деться - сумму налога умножаем на три). А если ваши машины скромнее (от 3 миллионов), то коэффициенты не действуют, в какой бы комплектации ни был автомобиль.
2. Введенное в 2022 году послабление не касается прошлых налоговых периодов. А значит, ничто не мешает инспекторам проверить правильность сумм, начисленных в предыдущие годы. И здесь проверяющим будет где разгуляться: под прицел попадут легковые автомобили от 3 млн руб. и их неупомянутые в перечне комплектации.
А вы как платите налог с дорогостоящих автомобилей?
Для вашего удобства мы создали путеводитель основных проблем в налоговой сфере. Он позволит вам удобно находить нужный вопрос и узнать необходимые действия для их решения.