Ни для кого не секрет, что при любых, даже самых незначительных налоговых рисках, налоговики применяют стандартную схему запугивания, угрожая обеспечить назначение выездной проверки по всей деятельности предприятия за последние годы (большинство ещё любит акцентировать внимание на включение в проверку сотрудников МВД). При этом во-избежание указанных неприятностей налогоплательщику предлагается в кратчайшие сроки устранить все имеющиеся риски (т.е. заплатить в бюджет то, что по мнению налогового органа туда не попало) и жить дальше со спокойной совестью.
Казалось бы, дай налоговикам только волю, и они будут ездить ко всем предприятиям с проверками чуть ли не ежедневно! Однако в действительности всё совсем не так. Парадоксально, но больше всего в ситуации, описанной выше, именно Инспекция будет заинтересована в том, чтобы избежать назначения выездной проверки, стараясь максимально склонить налогоплательщика к своевременному уточнению налоговых обязательств.
Всё объясняется достаточно просто. Так как налоговая служба является типичной многоуровневой государственной структурой со своими показателями оценки эффективности и премиальными фондами, вся деятельность указанной структуры будет направлена на скорейшее достижение ключевых показателей эффективности. А также формирование положительной статистики деятельности, и, соответственно, на получение более-менее достойных премий к концу года.
Раньше показатели контрольной работы налоговых органов считались по факту произведенных доначислений. Впоследствии, подход к оценке деятельности был пересмотрен. В настоящее время показатели считаются непосредственно по факту взыскания (перечисления) спорных сумм налогов в бюджет.
А теперь выясним какие проверки выгоднее для средней налоговой Инспекции.
Камеральная проверка длится в среднем три чистых месяца (2 + 1 при камералке НДС), в течении которых налоговом органам, в случае если имеются налоговые риски, всеми различными способами удается обеспечить «уточнение» налоговых обязательств различными правдами и неправдами. Деньги перечисляются в бюджет по результатам работы камеральщиков, показатели соответствующего отдела растут в гору, все счастливы. Работа сделана вовремя и в относительно короткие сроки.
А что же с выездными проверками? А с выездными проверками всё грустно. Два месяца даётся на проведение самой проверки, 6 месяцев на приостановку сроков по проверке, для получения всех необходимых документов. Потом ещё два месяца на написание акта. После написания акта, идёт месяц на представление возражений по акту проверки. Учитывая, что зачастую возражения по акту приносят в день рассмотрения материалов налоговой проверки, можно откладываться ещё на один месяц. После этого, умные люди из вышестоящего Управления обязательно укажут на необходимость проведения дополнительных мероприятий, а это ещё месяц…
Указанная ситуация наглядно показывает, что даже без учёта сроков согласования актов и решений по 54.1 НК РФ с ФНС (а эти сроки в Кодексе не прописаны и могут достигать 8 – 12 месяцев), налоговая инспекция сможет осуществить взыскание спорной суммы в лучшем случае не меньше чем через год после начала выездной налоговой проверки. А ведь налогоплательщик может ещё начать судиться/уйти в банкротство, и тогда сроки затягиваются совершенно по-новому.
Именно по этой причине, все лавры «выездников» в последнее время всё активнее забирают себе контрольно-аналитические отделы и предпроверочный анализ. Учитывая, что каждый отдел стремится максимально «выжать» налогоплательщика для достижения своих показателей, к моменту назначения выездной проверки практически все предприятия уходит в глухую оборону, не соглашаясь ни на какое дальнейшее сотрудничество. А крайними все равно остаются выездники.
Так что вся налоговая мощь системы направлена на побуждение налогоплательщиков самостоятельно уточнить обязательства и доплатить налоги в бюджет. А ВНП самый проблемный вариант для ИФНС. Помните об этом, когда вас будут запугивать на комиссиях