В текущих реалиях лизинг прочно занял место среди лидеров «схем белой оптимизации». Мы уже не раз раскрывали подробности лизинга как схемы. Взять в лизинг автомобили, которые потом используются в личных целях – вполне распространенная практика. Но также нередким бывает вопрос «а как вывести машину на физика»?

Суть заключается в том, что все оптимизаторы хотят, чтобы налоги пошли на минус организации, а сама машина стала собственностью того, кого надо. И конечно же с минимальными налогами (а лучше вообще без налогов). Чаще всего подобный вопрос стоит в интерпретации «как продать машину по выкупной лизинговой стоимости». Обычно выкупная цена тысяч 50 где-то, а рыночная в десятки раз больше. Естественно все боятся доначислений до рыночных цен.

 Сегодня рассмотрим способ как рыбку съесть, ой, как машину получить и реализацию не показывать. Начнем с того, что автомобиль, полученный в лизинг ни грамма не собственность лизингополучателя. А сам лизинг — это финансовая аренда.  И каждый месяц вы выплачиваете именно арендные платежи за то, что пользуетесь автомобилем.

 Теперь представьте ситуацию, что взятый в лизинг на год автомобиль S-класса перестал отвечать требованиям, предъявляемым организацией к авто. К примеру, в соответствии с вашей внутренней политикой нельзя пользоваться автомобилями стран, которые наложили санкции. А платить осталось целый месяц. Взять и вернуть лизингодателю автомобиль? А ему он зачем? Возвратишь - испортишь своей организации рейтинг, потом и Москвич в лизинг не дадут.

 Остается найти какого-нибудь бедолагу, который возьмет на себя все обязательства организации. Крайним в таких случаях, обычно, становится директор. С ним и нужно заключить договор перевода долга (пусть сам расхлебывает). Для таких договоров придумали термин «перенаем». Произойдет смена лица в договоре (замена лизингополучателя), в результате чего к новому лизингополучателю перейдут все права и обязанности по договору лизинга. При этом сам договор лизинга продолжает действовать.

Особенность такого договора — это получение согласия от лизингодателя. Оно должно быть выражено однозначно (трехсторонний договор – лучший способ). Без него договор между вашей организацией и директором – ничтожен.

 Может возникнуть вопрос, а должен ли что-то директор заплатить организации? Вот еще! Он и так спасает ее от позора. Да еще и платеж придется сделать, а потом мучайся с этой машиной, обслуживай, заправляй ее… В общем на что не пойдешь ради своей организации. А что скажет налоговая? Хороший вопрос. Но ей еще надо узнать о сложившейся ситуации. В книге покупок отражались лизинговые счет-фактуры, чаще всего у АСК НДС-2 претензий в лизинговой компании нет.

 А если налоговая увидит, что сняли в ГИБДД с учета, то напишите правду: «В связи с прекращением договора лизинга машина снята с учета». А может ли тогда налоговая посчитать, что у директора необоснованное обогащение, потому что он заплатил за нее 1/12 стоимости? Смочь-то она сможет, но тут на помощь приходит Верховный Суд с Определением от 10.08.2021 по делу А65-1624/2020 (306-ЭС21-5668). Кто хочет, тот пусть самостоятельно почитает, нас интересуют пара абзацев.

 Денежное обязательство лизингополучателя в договоре выкупного лизинга состоит в возмещении затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю и выплате причитающегося лизингодателю дохода.

 Соответственно, лизинговые платежи невозможно разделить на плату за пользование предметом лизинга и его выкупную стоимость. При уплате лизинговых платежей Общество по сути возвращало полученное от Лизинговой компании финансирование и вносило плату за пользование финансированием, то есть погашало свой долг.

 И дальше Суд делает вывод, что никакого обогащения нет, даже наоборот.

Так, что таким способом вывода лизингового авто можно пользоваться. Но любом случае, помните, что Схема — это всегда схема

Какой способ передачи лизингового авто директору лучше?

Больше интересных статей в нашем блоге