В далеком 2017 году законодатель ввел в НК РФ статью 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая устанавливает пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов.
С тех пор мы наблюдаем данную статью в каждом акте/решении налоговых органов, в котором пытаются наказать налогоплательщиков за то, что они достигли переделов оптимизации (фирмы-однодневки, дробление бизнеса, превышение лимитов на спецрежимах, работа с самозанятыми или управляющими ИП и т.п.).
К этому добавили еще кучу всяких регламентов ДСП с рекомендациями как лучше налоговым органам раскручивать те или иные схемы. В этих же регламентах зачастую отражаются и «приоритетные суммы», с которыми необходимо работать – такая налоговая оптимизация, на которую закрывают глаза и прощают плательщикам.
Несмотря на то, что большинство статей НК РФ можно трактовать с разных точек зрения, то по пределам оптимизации с налоговой с учетом практики всё понятно: насколько наоптимизировал – столько и могут доначислить налогов + пени + штраф максимум 40% от суммы налога. И это с учетом того, если налоговая нашла всё, а ведь всё зачастую и не находят. А тут еще и в судах можно отбиться от части или всех обвинений.
А если на фирме или ИП/ФЛ нет ничего из имущества, то все эти доначисления превращаются в тыкву, равно как и потраченные ресурсы.
Но если бы ответственность за оптимизацию ограничивалась только НК РФ, то мы бы были свидетелями какой-то налоговой вакханалии. Поэтому приходится сталкиваться и с УК РФ.
При проведении камеральной, выездной налоговой проверки и мероприятий налогового контроля вне рамок, налоговые органы могут передать в правоохранительные органы информацию относительно:
-применения схем для увеличения вычетов по НДС (ст.159 УК РФ, ст.198 УК РФ и ст.199 УК РФ);
-минимизации налогов (ст.198 УК РФ и ст.199 УК РФ);
-применения схем в сфере обналички (ст.159 УК РФ, ст.198 УК РФ и ст.199 УК РФ);
-руководителей организаций и ИП, которые отказались от ведения финансово-хозяйственной деятельностью ЮЛ/ИП в ходе допроса (п.1 ст.173 УК РФ и п.2 ст.173 УК РФ).
Предел оптимизации зависит от размера недоимки и статуса налогоплательщика (ЮЛ или ИП/ФЛ) в пределах 3 лет.
Начало срока для привлечения к ответственности начинает исчисляться с момента фактической неуплаты налога в срок, установленный НК РФ.
И если судить по практике, то в регионах местный ОБЭП берется за дела по ЮЛ от 15 млн. руб., по ФЛ/ИП от 2,7 млн. руб. А вот в крупных городах, вроде Москвы и Санкт-Петербурга – даже не всегда 45 млн. руб. будут аргументом для того, чтобы ОБЭП или СК РФ даже пальцем пошевелили. Но всё сугубо индивидуально.
Как поговаривают огорченные инспекторы в кулуарах налоговых инспекций: «воровать» можно до 15 млн. руб. и ничего тебе за это не будет, намекая на уголовку (не является рекомендацией к действию).
Стоит обратить внимание, если правоохранители начали работу по уголовке, то это не значит, что если вы отстояли свою позицию по решению налоговой, то уголовное расследование будет прекращено. Нередки случаи, когда от претензий налоговиков отбиться сумели, а вот от уголовной статьи – нет.
Отметим, что с 09.03.2022 г. следователи могут возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после завершения налоговых проверок (ФЗ от 09.03.2022 N 51-ФЗ). Из-за этого «старого нововведения» отношения между налоговиками и ОБЭПом ухудшились.
А вот ст. 174 УК РФ (которая внезапно всплыла у блогера Лерчек) устанавливает уголовную ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, в виде наказания до 7 лет лишения свободы. Однако, в данном направлении налоговые органы не работают, что уже спорно можно применить к налоговой оптимизации.
Надеемся, что данная информация вам не понадобится кроме как в ознакомительных целях, но при необходимости пользуйтесь услугами квалифицированных специалистов. Связаться с ними можно через бот Лизу
Больше интересных статей в нашем блоге