Сегодня я опять в образе обольстительной Шахерезады, которая прошлую ночь начала, но не закончила свою увлекательную историю.
Тогда я рассказывал как противостоять давлению, шантажу и угрозам во время "побудительных" рабочих встреч в ФНС .
Вот продолжение:
- Во время первой встречи в ФНС старайтесь меньше говорить про себя, свой бизнес, контрагентов, работников и пр. Ваша задача - внимательно слушать, фиксировать все что происходит и добыть максимум информации. Не бойтесь задавать вопросы, уточнять детали, выяснять что именно имеют ввиду налоговики, на каких конкретно фактах основаны их подозрения, «Какие ваши доказательства» и т.д. Чем меньше вы «сольете» информации сами и чем больше узнаете от налоговиков – тем лучше. Займите проактивную позицию, не будьте вялым запуганным зябликом.
- Не врите. Если вы не знаете, не помните, сомневаетесь что ответить на заданный вам вопрос – не надо сочинять на ходу и придумывать сказки. Вы утопите себя такими спонтанными фантазиями. Все что вы скажете, будет использовано против вас. Если возникли затруднения с ответом – так и скажите, что нужно посмотреть в бумагах, уточнить и т.д.
- «Побуждение» налогоплательщиков сейчас поставлено на поток, это основной способ увеличить собираемость налогов. В хороший день инспектор может проводить по несколько встреч. При этом ресурсы налоговиков ограничены, иногда они чисто физически не успевают собрать доказательную базу нарушений. А чаще даже и не пытаются это сделать, технично делегируют бремя доказывания на налогоплательщика. Зачем заморачиваться, если можно не заморачиваться, да? Презумпции невиновности налогоплательщика на практике в РФ не существует. В большинстве случаев обвинения ФНС на рабочих группах имеют крайне слабую доказательную базу. Факт.
- При запугивании налогоплательщика на рабочих встречах инспекторами регулярно используется откровенная ложь. Например говорят о том, что директор вашего поставщика написал заявление о том что он номинал, в деятельности компании не участвовал. Просьбы обвиняемого налогоплательщика показать протокол допроса игнорируются. Потом выясняется, что с этим поставщиком даже никто и не пытался связаться из ФНС, он абсолютно вменяемый и дееспособный, продолжает вести свой реальный бизнес. Не верьте налоговикам. Всю их информацию, доводы и обвинения нужно перепроверять.
- Раньше на комиссиях мы регулярно сталкивались с хамством и агрессией. Сейчас такого гораздо меньше, обычно все проходит достаточно вежливо. Методы сменились, теперь они берут измором. Но если с вами начинают разговаривать на повышенных тонах, давить, грубить – не поддавайтесь на провокации, обозначьте, что вас такой формат общения не устраивает и досрочно прекращайте встречу. Вас не могут заставить насильно продолжать общаться. Зафиксируйте хамство любым способом (диктофоны и видеокамеры есть почти в любом смартфоне). Это пригодится для обжалования действий должностных лиц ФНС. У вас есть оберег - п.3 ст.33 НК РФ “Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство”. А еще есть обязательный для исполнения Кодекс этики и служебного поведения служащих ФНС №ММВ-7-4/260@, тоже интересный документ.
- Не бойтесь. Права налоговиков не безграничны и есть масса способов защититься и выстроить эффективное взаимодействие. Постарайтесь психологически настроиться на мероприятие. Некоторым нашим клиентам, которые слишком сильно волнуются перед походом в ФНС, мы предлагаем представить, что рабочая встреча это просто театральное представление, спектакль. Там будут актеры, они исполняют роли – каждый свою, они будут стараться, отрабатывать гонорар. И так сложилось, что вам в этом спектакле надо поучаствовать, подыграть, вжиться в образ. Чтобы все прошло хорошо, нужно подготовиться, надеть маску или нанести грим, несколько раз все отрепетировать. Мы, налоговые консультанты, поможем с этим по нашей собственной методике и немного по системе Станиславского.
Продолжение следует….