За последние годы полномочия, возможности и методы работы налоговых органов существенно изменились. В свою очередь предприниматели искали и порой даже находили новые способы защиты своих прав.

Но сегодня мы хотим поговорить не о безудержном креативе налогоплательщиков, а о завсегдатае, “старичке” защитных инструментов – о прокурорской проверке. Расскажем об особенностях данного способа обороны и контратаки, своеобразной “красной кнопки”: в каких случаях к нему обращаться, как это делать и к чему это может привести.

Итак, если вы не удовлетворены действиями (или бездействием) налоговой, считаете свои права нарушенными и все ваши попытки уладить спор с ФНС не приносят результата – у вас есть право подать жалобу в прокуратуру. Прокуратура имеет функции надзорного органа, осуществляющего контроль исполнения законов любыми органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Обращаться в прокуратуру есть смысл когда налоговики объективно нарушили нормы Налогового кодекса или другого закона. Обычно это процессуальные или процедурные нарушения (не соблюдаются правила проведения выездной налоговой проверки, осмотра и т.п.). Жалоба в прокуратуру без подобных оснований вряд ли даст положительные результаты и, скорее всего, будет оставлена без удовлетворения.

Сам процесс написания жалобы несложный:

  • Жесткой формы жалобы не установлено, но существуют определенные требования – не забудьте указать составителя жалобы и адресата, дату и номер документа, общую фабулу спора, перечень конкретных нарушений законодательства и обозначить свои требования/просьбы.
  • Составляйте свою жалобу максимально коротко и понятно, ссылайтесь на нарушенные нормы законодательства (можете даже визуально их выделить – только не перестарайтесь).
  • Постарайтесь указать какие именно права налогоплательщика ущемляются из-за незаконных действий налоговиков.
  • Формулируя свои запросы, не указывайте прокурорам что именно им нужно делать (они это не очень любят) – используйте широкие понятия, например, “прошу принять меры прокурорского реагирования” и т.д.
  • Не беспокойтесь сильно о том, в правильное ли отделение прокуратуры вы подаете жалобу – вы можете обратиться в прокуратуру любого уровня, вплоть до Генеральной, а там сами разберутся, кто должен проверять вашу жалобу и где.
  • Подать жалобу можно лично на приёме прокурора, через почту, используя специальный ящик в здании прокуратуры или же через интернет-сервисы. 

В течение 30 календарных дней вашу жалобу должны рассмотреть и, в зависимости от ее оснований и грамотности составления, принять какие-то действия или отказать в удовлетворении. Теперь о последствиях подачи жалобы в прокуратуру и причинах, по которым этот древний способ защиты прав редко используется:

  • Если будут выявлены нарушения со стороны фискальных органов, прокуратура может оказать воздействие и восстановить справедливость, добро победит зло.
  • Если действия налоговиков будут содержать в себе признаки административных или уголовных правонарушений, будет возбуждено соответствующее дело, и возможно даже кого нибудь привлекут к ответственности.
     

Но есть и обратная сторона медали:

  • Прокуратура может проверить не только налоговиков, но и самого инициатора жалобы и ситуацию в комплексе. С учетом более широких полномочий могут «всплыть» неожиданные факты и документы, которые налоговая могла и не иметь.
  • Вполне вероятно, что результатом рассмотрения жалобы может стать признание законности действий инспекторов, что сделает последующее обжалование крайне сложным.
  • Прокурорская жалоба крайне сильно антагонизирует ваши отношения с налоговой. Чая при личной встрече вам, скорее всего, уже не нальют. И есть риск назначения инспектором или руководителем ФНС вам личной вендетты.

Итак, по рассмотрению возможности использования прокурорской проверки у нас всё. Она для бесстрашных, бессмертных, уверенных в себе налогоплательщиков.
Продолжайте защищать свои права налогоплательщика правильно – и с нами!

Будете пользоваться прокурорской проверкой?