Казалось бы, что схемы с выкупом лизинговых транспортных средств изжили себя, как нет, продолжаем сталкиваться с такими методами оптимизации и в 2023 году. Кто не знает или не помнит, то вкратце поясняем: компания берет автомобиль в лизинг (обычно это транспортные средства стоимостью от 3 млн. руб. и выше, но бывают исключения), после, когда компания выплатила все обязательные лизинговые платежи, кроме последнего (выкупного), она внезапно уступает право выкупа физическому лицу. Из распространенных ситуаций, этим лицом является: директор/учредитель компании, его родственники/супруги, работники компании, иные взаимозависимые лица. Стоит ли акцентировать внимание, что покупали машину за 3 млн. руб., а уступили право выкупа на 10 тыс. руб.?

И, конечно же, налоговым органам очень сильно не нравится такая наглость и бесстрашие налогоплательщиков. Претензии начинаются стандартно: искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (ст. 54.1 НК РФ). Плюс неотражение в учете компании сделки по рыночной стоимости (налог на прибыль) и в книгах продаж с соответствующим НДС от рыночной стоимости.

Набор мероприятий в таких случаях стандартный: сначала требование о представлении пояснений по указанным фактам, потом требование о представлении документов (может быть сразу в предыдущем случае), уведомление о вызове в налоговый орган, комиссия по добровольной уплате налога, попутно направление запросов лизингодателю, ГИБДД, страховым компаниям, покупателю, анализ рыночной стоимости через Авито по аналогичным транспортным средствам, а также вызов на допрос покупателя, директора продавца (если он с покупателем не одно лицо), а также главного бухгалтера компании-продавца.

И это не весь перечень мероприятий. При отказе добровольно доплатить сумму налогов в бюджет, налоговая составит акт в рамках КНП и проведет оценку рыночной стоимости транспортного средства. Дальше может быть проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (экспертизу могут провести в рамках допов) или же сразу решение о привлечении к ответственности по результатам КНП.

И такие схемки налоговая раскрывает как дважды два, это больше развлечение. И чего уж говорить про взаимозависимых лиц, когда у нас в текущем режиме идут КНП с кейсами, что лизинговое транспортное средство с правом выкупного платежа было переуступлено невзаимозависимому лицу. Налоговый орган влез и в такой контроль цен, привязывается к экономической нецелесообразности реализации транспортного средства ниже рыночной стоимости (на Авито подглядели и сравнили по аналогам), написали акт по результатам КНП, поняли, что доказательств недостаточно, провели в допах экспертизу (оценку рыночной стоимости), правда, так спешили, что постановление о назначении экспертизы и оценка эксперта произошла в тот же день, а только на следующий день налогоплательщику пришел протокол об ознакомление с этим постановлением.