Желание предпринимателя учесть как можно больше своих трат в качестве расходов и снизить за счет этого налоги - абсолютно естественно и понятно. Но оно же и побуждает налоговые органы внимательно относиться к любым нетипичным расходам в ходе проверок, например по налогу на прибыль.
Через нас проходит немало актов проверок и мы постоянно отслеживаем судебную практику. Иногда налогоплательщики умудряются оформить такие расходы, от которых встают дыбом волосы не только у инспекторов, но и у судей.
Сегодня мы напомним об основных правилах учета расходов, а также расскажем о реальных нестандартных примерах этого учета.
Итак, для того, чтобы расходы могли быть учтены, они должны согласно статье 252 НК РФ быть такими:
1. обоснованными. Под ними понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В данном контексте экономическая оправданность расходов означает необходимость их связи с коммерческой деятельностью компании ,т.е. целью несения этих расходов должно быть способствование получению прибыли. Как и в случае с деловой целью, конкретный результат в виде полученной прибыли не обязателен, нужно лишь намерение ее получить (например, ремонт цеха, который впоследствии простаивает из-за отсутствия заказов - “это норма!”, как говорила Малышева с первого канала в программе о здоровье).
2. документально подтвержденными. Чтобы соответствовать этому критерию, затраты должны быть оформлены документами в соответствии с законодательством РФ (если требуется обязательная форма), либо обычаями делового оборота, либо документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Какие необычные расходы встречаются в практике и насколько сложно отстоять обоснованность их учета?
Было несколько примеров таких расходов:
-об одном из них мы даже рассказывали. В нем компании удалось доказать свое право на учет расходов на приобретение делового костюма директора. Решающую роль сыграли грамотное документальное оформление (вплоть до документа об установленном сроке эксплуатации костюма), а также правильное выстраивание связи затрат с текущей деятельностью компании (директор должен выглядеть презентабельно и помогать создавать соответствующий имидж компании)
- спецодежда для сотрудников. Сами по себе расходы по приобретению спецодежды могут быть достаточно легко учтены при надлежащем документальном оформлении (с обоснованностью проблем не возникнет, если текущая деятельность фирмы требует спецодежду). Гораздо труднее подвести отдельные элементы гардероба под понятие спецодежды. Например, одна из крупных компаний в суде доказала правильность учета затрат на покупку рубашек для сотрудников. Самым убойным аргументом было предоставление в суд внутреннего документа налогового органа о том, что этот элемент гардероба также является обязательным для служащих инспекций. Отличием документального оформления таких расходов у организации является обязательное закрепление вида форменной одежды в коллективном или трудовом договоре
-корпоратив. Соблазн велик, но и риск тоже. Единственным вариантом является оформление корпоратива как представительского мероприятия для клиентов, т.к. внутреннее мероприятие не направлено на извлечение прибыли
- билеты на спектакль для представителей контрагента. Этот недавний пример судебной практики (положительный, согласно Постановлению ВС Поволжского округа от 21.02.2022 по делу № А55-11590/2021) содержит очень интересный подход суда к экономической обоснованности таких расходов у организации, которая занималась продажей автомобилей. Суды сказали, что невозможно определить круг лиц, воспользовавшихся приглашением на представление, в связи с чем мероприятие можно признать рекламным.
Вывод. Насколько бы не были креативны идеи налогоплательщика, они должны соответствовать налоговому законодательству. Только тогда в них смогут поверить и суды и налоговые органы (последние, правда, с большим трудом и неохотой).
Читайте больше интересных статей в нашем блоге