Мы не раз уже говорили на том, что налоговые органы не стоят на месте, и их методы выявления схем постоянно стараются догнать мысли налогоплательщиков по этому поводу. Но иногда инспектора даже опережают предприимчивых авторов подозрительных взаимоотношений, распутывая клубок из сделок с разными предметами, целями и оформлением.
Вот и ООО "Кузбас-Энерго Транс" привлекло внимание ИФНС по Центральному району г. Новосибирска несколькими сделками ,хронология совершения которых была подозрительной и привела, по мнению инспекции, к экономии на НДС. Соответствующее решение о доначислении налога, пени и штрафа компания оспаривала в суде в рамках дела №А45-2736/2021.
Фактические обстоятельства. Предметом сделок были 240 вагонов стоимостью примерно 145 миллионов рублей. Изначально они принадлежали налогоплательщику, который внес их в уставной капитал ООО «ТехИнвест». То, в свою очередь, продало вагоны ООО «ТС-Логистика». Покупатель, недолго думая, вносит многострадальные вагоны в уставной капитал ООО «ИнвестТранс», которое сразу начинает сдавать их в аренду.
Доказывание схемы экономии на НДС выглядело довольно логично:
- Странные обстоятельства внесения вагонов в уставной капитал. В сделках по внесению вагонов в уставной капитал, распределение долей при его увеличении на стоимость вагонов было непропорциональным. Так, до внесения вагонов размер уставного капитала ООО «ТехИнвест» составлял 10 000 рублей. После получения вагонов уставной капитал вырос на 145 миллионов рублей (их стоимость), но доли были распределены непропорционально (размер доли старого учредителя значительно возрос без внесения дополнительных денег и стал выше стоимости чистых активов Общества).
- Подконтрольность. Организации, участвующие в схеме были взаимосвязаны или подконтрольны налогоплательщику. Это удалось доказать через пересечение работников.
- Деловая цель. Главный вывод налогового органа-отсутствия внятных экономических причин заключения сделок всеми участниками цепочки Так, после внесения вагонов в уставные капиталы других фирм, вновь пришедшие учредителя вскоре выходили из компаний, практически не получая с участия никаких дивидендов. Кроме того, на допросах руководители участников схемы не смогли внятно объяснить, зачем они заключали такие сделки. Да и цена вагонов в течение реализации всей схемы не менялась.
- Отдельные признаки схемы. Налоговый орган постарался вникнуть не только в саму суть взаимоотношений, но также и посмотреть "вокруг" них. И нашел следующее: не все платежи между участниками схемы были осуществлены (например, не выплачены действительные стоимости доли при выходе из ООО); обнаружены шероховатости при оформлении документов (в некоторых документах вместо наименования участников схемы стояло наименование налогоплательщика; документы оформлялись одним днем); часть организаций была создана незадолго до заключения сделок.
- Суд принял однозначное решение: фактические правоотношения между ООО «КЭ-Транс», ООО «ТехИнвест», ООО «ТС-Логистика» и ООО «Инвест-Транс» свидетельствуют о формальности сделки между указанными организациями, выразившихся в искажении сведений о сделке по безвозмездной передаче 19.02.2016г. 230 полувагонов от ООО «КЭ-Транс» в ООО «ИнвестТранс» по оценочной (рыночной) стоимости 145 миллионов рублей путем создания формального документооборота в ходе притворных сделок по цепочке взаимосвязанных и подконтрольных ООО «КЭ-Транс» организаций.
Вывод: это дело хорошо показывает, что "где тонко, там и рвется. Зачастую планирование сложных взаимоотношений между компаниями сопряжено с дополнительным рисков в виде их правильного документального оформления, а также доказывания стройности и логичности. Эту задачу лучше выполнять совместно с профессиональным налоговым консультантом.