Выездных проверок с годами становится все меньше – об этом явно сигнализирует официальная статистика от налоговой. Налоговый контроль давно сместился на ранние стадии, мы все живем в режиме перманентной налоговой проверки «вне рамок проверки», когда налоговики без формализации процедур, как и когда им удобно анализируют бизнес, сделки – ищут доказательства нарушений, поводы доначислить налоги.
Этот процесс часто незаметен, идет в фоновом режима. Для сбора компромата массово рассылаются требования о предоставлении документов, пояснений – самому кандидату на доплату и его контрагентам. Ну и один из самых любимых инструментов – вызов в налоговую для дачи пояснений.
Масштаб и состав участников этого мероприятия может быть разным. Возможно, вы будете общаться один на один в закрытом помещении. Возможно – на вас с инспектором будут смотреть и слушать другие люди, если уединиться не получится. Возможно, вы станете участников группового действа – «рабочей встречи», «комиссии по легализации» и пр. Формат бывает разным – агрессия, давление, запугивание, манипуляции, использование незнания вами налогового законодательства или что-то более мягкое. Как готовиться к мероприятиям подобного рода мы уже много раз рассказывали, поэтому сегодня сосредоточимся на другом: а что если вы, руководитель - не хотите идти в налоговый орган сами? Можно ли отправить вместо себя аватара?
Что же, желание отправить вместо себя умудренного опытом, специально обученного представителя вполне понятно: дача пояснений, хоть и не имеет такого же накала страстей как допрос, но в любом случае это стресс и далеко идущие последствия - что и как вы будете там говорить и делать. Дача пояснений это не допрос – на это мероприятие вызывают не конкретное физическое лицо (свидетеля), а компанию или ИП, поэтому пояснения могут быть даны уполномоченным представителем налогоплательщика. Если вас приглашают дать пояснения – у вас есть законные права направить вместо себя представителя.
Естественно, это не понравится налоговикам. Им, как менеджерам по продажам удобней и выгодней контактировать сразу с лицом, принимающим решение. Зачастую те не подготовлены, некоторые впечатлительны, им есть что терять, обработать такого гораздо легче. И наоборот, опытного налогового юриста на встрече будет довольно сложно запугать/ментально подавить, запутать, он объективно оценивает ситуацию и не является приоритетной целевой аудиторией ИФНС. Именно поэтому налоговики порой буянят: иногда они модернизируют под свои нужды чётко установленную форму уведомления на дачу пояснений, добавляя в него конкретное указание на личность, которую они хотят видеть у себя в гостях, (руководителя) и порой даже придают уведомлению пикантности, добавляя пунктик про потенциальную административную ответственность; а иногда просто отказываются принимать у себя представителя лица, отказывая ему в чае с плюшками (или же оба пункта сразу).
Ситуация неприятная, согласны; но письма ФНС и судебная практика показывают, что подобные действия отдельных инспекторов нелегальны, с ними можно и нужно бороться. Используйте представителей вместо себя, это выгодно – и особенно на начальной стадии интереса налоговиков к вам. Направляйте налоговых юристов на встречу в инспекцию как как разведчика – для сбора первичной информации, проверки ситуации боем, понимания в чем вопрос, куда роют и что им уже известно.
Вот такой вот у нас сегодня пост, очень тонко намекающий на важность найма действительно профессиональных юридических представителей для контактов с налоговой. Напоследок заметим, что если ваш инспектор совсем уж разбушевался и грозится составить административный протокол/оштрафовать, то тут уже надо будет действовать решительно – в виде жалобы в вышестоящий налоговый орган или похода в суд.
Отказывали ли вашему представителю “в приёме” в налоговой?