Дробление. Косвенные признаки. Продолжение. Единые вывески.

Продолжаем рассказывать нашим подписчикам, какие признаки ищут налоговые органы, доказывая дробление бизнеса.  Если переходить по ссылкам на предыдущие наши публикации, то можно самостоятельно диагностировать положение дел в вашей «группе компаний», так как нами описана практически вся методика. Если же не уверены, что можете сами провести анализ налоговых рисков, то всегда можете обратиться к нам через робота-помощника Лизу.

Тема сегодняшней публикации – единые вывески. Данный признак в основном присущ розничным сетям. Самостоятельные магазины вряд ли будут делать вывеску как у другого самостоятельного предприятия. Соответственно при доказательствах дробления бизнеса, налоговые органы приводят данный признак как доказательство согласованности действий.

В недавно рассмотренном деле «Раздробились Снегири»  среди множества других доказательств  было указано наличие «единой вывески, с одним логотипом». Дело закончилось в пользу налогового органа.

За первое полугодие текущего года встречалось еще несколько дел, где наличие единой вывески преподносилось доказательством дробления. Аптеки «Шах» в Астрахани использовали единую вывеску, поэтому с точки зрения налоговых органов «ИП с целью сохранения спец. налогообложения организовала группу налогоплательщиков, функционирующих единой сетью аптек». Дело № №А06-1455/2019 завершилось в пользу налогового органа.

Аналогичным образом завершено  дело №А69-318/2018, где налогоплательщик на ЕНВД, организует торговлю в магазине через нескольких ИП на ЕНВД. Аргументом налогового органа было, что  «торговая деятельность в магазинах "Терминал" велась по принципу самообслуживания, то есть осуществлялась на всей площади торгового зала, под одной вывеской с единым режимом работы». В данном случае единая вывеска была признаком отсутствия индивидуальной торговли налогоплательщиками.

Кстати, налогоплательщики при своей защите в судах так же пользуются аргументом наличия, как вы понимаете, различных вывесок. Ранее мы рассматривали дело выигранное налогоплательщиком. И хотя аргумент наличия различных вывесок вряд ли был в этом деле решающим, но суд рассматривает доказательства в совокупности. Поэтому различные вывески были явно не лишними.

Что касается нашего отношения к признаку единых вывесок. Мы считаем, что если вы используете в своей сети единые вывески, то вам крайне необходимо объяснение, почему вы это делаете. Первое, что приходит на ум – это франшиза. Если вы являетесь франчайзи, то наличие у вас такой же вывески как у других предприятий сети уже не признак дробления с целью получения необоснованной выгоды, а требование франчайзера (владельца франшизы).

Если же по каким-то причинам данный вид построения бизнеса вам не подходит, то озаботьтесь о наличии индивидуальности на вашей вывеске. Может это добавление номера или какой-то другой отличительный признак, который бы не позволил сделать налоговому органу однозначный вывод о единых вывесках.

Чем меньше будет  у налоговой инспекции признаков дробления в их доказательствах, тем с большей вероятностью налогоплательщик докажет, что он не виновен в получении необоснованной налоговой выгоды.