Годы идут, предприниматели и налоговые инспекторы уходят на заслуженный отдых, новые люди занимают их места, появляются ранее неслыханные способы побуждения к уплате налогов и изощренные приемы защиты от них. Но некоторые налоговые темы остаются неизменно важными и даже “культовыми”. Одна из них - допросы в налоговой инспекции.

Многие предприниматели боятся этого больше, чем дети стоматолога. Насколько обоснован этот страх и как достойно пройти испытание – об этом сегодня.

Для начала немного теории. ФНС вправе пригласить любое лицо, причем неважно идет проверка или нет:

  • для дачи устных пояснений - пп. 4 п.1 ст.31 НК РФ, на основании уведомления о вызове, в нем должно быть подробно указана цель вызова.
  • на допрос в качестве свидетеля – ст. 90 НК РФ, на основании повестки, в ней должна быть информация в отношении чьей деятельности вызывается свидетель.

При первых попытках пригласить вас на допрос включайте образ “капризной леди”, относитесь к запросам инспекторов так, как полагает персоне вашего уровня. Запросы налоговиков, полученные по телефону, электронной почте, в социальных сетях можно игнорировать. Это незаконно. Отказывайтесь давать показания, если к вам неожиданно приехали домой, на работу и подошли на улице (да, и такое бывает!). Без официального документа вы не сможете проверить полномочия инициатора вызова, оценить причины интереса и т.д. У вас есть права, а у налоговой обязанности (а не только наоборот). Нарушения процедур и неформальные отношения нужно пресекать. Вежливо, но строго. Совсем как настоящая леди – вы не ходите неизвестно куда и зачем к кому попало по первому звонку.

Если вам неудобна дата или время допроса, указанные в повестке – свяжитесь с исполнителем и согласуйте перенос, обычно проблем с этим не возникает.

Директор - это не единственное лицо, кто может представлять компанию на при даче устных пояснений в налоговой. Руководитель может делегировать это крайне неприятное мероприятие своему заместителю, бухгалтеру (если они готовы и справятся) или специально обученным практикующим налоговым юристам с огромным опытом, как мы.

Перед визитом в ФНС постарайтесь добыть информацию – почему именно вас и зачем конкретно вызывают, в рамках какой проверки, какая часть вашего бизнеса или личной жизни вызвала повышенный интерес. Такая подготовка крайне важна, она позволит вам более качественно подготовиться и чувствовать себя во время мероприятия более комфортно и уверенно.

Информацию получаем из повестки, от инспектора или от контрагента, которого проверяют. Зная это, можно спрогнозировать суть претензий налоговиков, к чему они будут клонить, какие задавать вопросы и т.д. – а это уже половина успешного прохождения допроса.

Заранее продумайте вопросы, которые вам могут задать, максимум внимания уделите самым неудобным и сложным. Для своих клиентов мы подготовили списки самых популярных вопросов по каждой теме допросов. Например, в нашем внутреннем чек-листе для подготовки к встрече про «сомнительных контрагентов» 62 позиции и каждую из них мы детально прорабатываем в привязке к конкретной ситуации клиента.

Что бы ни было написано в предмете требования, как бы вы не были уверены в своих контрагентах и в себе – не стоит воспринимать подобные события как развлечение или формальность. Допросы в ФНС это не милая беседа с английским чаем и хрустящими французскими булочками. Это несколько нудных и выматывающих часов вашей жизни. Или наоборот, очень агрессивное и напряженное общение.

Мы абсолютно искренне рекомендуем готовиться к допросам заранее и идти в ФНС в сопровождении налоговых юристов. Такие люди сумеют помочь сузить круг вопросов и ответить на них правильно, не совершив фатальных ошибок. Во время самого допроса они помогут вам не наговорить глупостей в эмоциональном порыве или проявлении усталости, оградят от давления и запрещенных вопросов. Да и в целом создадут комфортную насколько возможно обстановку и уверенность в том, что вы не один в этом жестоком и бессмысленном мире налогового контроля.

Продолжение следует ...