Итак, продолжаем знакомить наших подписчиков с материалами семинара Палаты налоговых консультантов РФ относительно камерального контроля. Публикация основана на авторских материалах бывшего начальника Межрегиональной инспекции по камеральному контролю ФНС России Виноградовой В.А.
Согласно п. 2 ст. 93.1: Должностное лицо налогового органа (1) если вне рамок камеральной проверки возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) (2) вправе истребовать (3) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (4) документов (информации) относительно конкретной сделки (5)
На какие моменты необходимо обратить внимание при истребовании документов согласно п. 1 ст. 93.1 (разбиралось неделей ранее)? То, что документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика. К примеру, ваше штатное расписание (особенно если хотят его с телефонами сотрудников) касается деятельности вашего контрагента так же как химический состав Луны. То есть никак. Нам в помощь есть Постановление ВС на эту тему.
При получении требования согласно п.2 ст. 93.1 НК РФ обращаем внимание на то, что истребование документов должно осуществлять относительно конкретной сделки. Необходимо учитывать, что если есть ИНН контрагента и период, за который запрашивают документы, то суды считают, что сделка идентифицирована. Отказать бесплатно в таком случае не получится.
У нас остается только вариант, что практически ни один запрос по п. 2 ст. 93.1 НК РФ не содержит обоснования необходимости получения документов. Но этот аргумент достаточно неоднозначный для категоричного отказа представить документы, и может использоваться только как соломинка, за которую хватается утопающий.
Следует заметить, что если запрос на представление документов отправляет инспекция контрагента, то он направляется в вашу налоговую в виде поручения об истребовании документов (информации). На данное поручение обязательно должна быть ссылка в требовании и копия должна быть направлена вам вместе с поручением (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Без этой копии требование незаконно.
Немаловажным вопросом, который часто задают наши подписчики, является вопрос о полномочиях налогового органа, который вправе проводить налоговую проверку. Для этого нам нужно рассмотреть совокупность трех статей Налогового Кодекса. Пунктом 1 статьи 83 установлено, где происходит постановка на учет налогоплательщиков:
- по месту нахождения организации
- месту нахождения её обособленных подразделений
- месту жительства физического лица
- по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств
- иным основаниям, предусмотренным НК РФ
В ст. 82 установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок (другие основания нас сейчас не интересуют). Ну а в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
То есть получается, что если согласно ст. 88 НК РФ «КНП проводится по месту нахождения НО на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком уполномоченными должностными лицами НО в соответствии с их служебными обязанностями». То есть камеральную проверку может проводить только тот налоговый орган, в который вы подали свою декларацию или расчет.
Надо признать, что есть случаи проведения камеральных проверок другими территориальными подразделениями. А так же есть негативный для налогоплательщиков прецедент по непредставлению документов по такой проверке. Так, что если вы обратили внимание, что вашего контрагента из Москвы камералит Сахалин и в связи с этим шлет вам требование о представлении документов, то ответ «да пошли вы читать Налоговый Кодекс» может иметь последствия.
Если у вас возникли вопросы по требованиям – пишите Лизе.
Продолжение следует…