Рассмотрим способы, позволяющие не получить доначисления по долгам с истекшим сроком исковой давности и долгам фирм, которые уже ликвидированы.

 Три года назад общался с бизнесменом по вопросам не связанным с налогами. Между делом, выяснилось, что у него недавно закончилась выездная проверка. Доначисления и штрафы  – сумма с семью нулями. В то время шла активная компания по борьбе с однодневками, так что я предположил, что причина именно в этом.

Рубрика «Консервы».

Политика блога такова, что весь контент должен быть авторским, то есть в его создании принимают участие только члены команды. И желательно, что бы контент был свежим.

Про «мировую» с налоговой можно сказать, что если она не зафиксирована на бумаге и не подписана с двух сторон – то договоренность мало того, что незаконна, но и не имеет ни какой силы. Рассмотрим различные распространенные ситуации.

В прошлой нашей публикации о допросах в налоговой мы начали рассказывать про то, как стоит поступать, если вы получили уведомление о вызове для дачи пояснений.

Годы идут, предприниматели и налоговые инспекторы уходят на заслуженный отдых, новые люди занимают их места, появляются ранее неслыханные способы побуждения к уплате налогов и изощренные приемы защиты от них. Но некоторые налоговые темы остаются неизменно важными и даже “культовыми”. Одна из них - допросы в налоговой инспекции.

Продолжим про недостоверность? Сегодня будут две истории, связанные прямо или косвенно с допросами. Первый из арбитражного дела № А55-26473/2021. В марте 2021 года, а именно 22-го числа, налоговый орган зарегистрировал Общество. А 23 марта (да-да, на следующий день) в адрес налогоплательщика (это ООО) было направлено требование о вызове. Конечно же, как мы понимаем, налоговые инспектора захотели увидеть директора.

Благодаря неустанному труду налогового адвоката Вячеслава Василевского, который благородно делится практически всеми материалами, которые проходят через его руки, у нас появился образец допроса одного предприятия из сферы клининга. Вы думали, что со временем налоговые органы отстанут от этой отрасли или она «почтит в Бозе»? Но клининг живуч как идея Турова, что обнал умрет, а налоговики упорны как продавцы Орифлейм из моей молодости.

Среди предпринимателей до сих пор ошибочно бытует мнение, что любые претензии налогового органа можно нивелировать должным оформлением документов. Однако практика показывает, что далеко не всегда оно является важнейшим фактором при проведении налоговой проверки.

Необычные случаи из практики налоговых консультантов (продолжение)

 Д-д-д-авайте п-п-п-подпишем д-д-д-договор

Допрос на предмет взаимоотношений с крупной компанией из другого региона. Налоговая подозревает, что встречи нашего руководителя и их руководством не было.

 Второй случай произошел недавно, он намного более нестандартный.

 У нашего бывшего контрагента уже давно прошла проверка, я несколько лет назад допрашивался в налоговой по нашим взаимоотношениям. Но что-то у них «пошло не так» и против руководства возбудили уголовное дело. 

 ‼️В Конституции РФ есть статья за номером 51, которая позволяет вам не свидетельствовать против себя, супругов и близких родственников.

За последние десять лет мне, как свидетелю, приходилось участвовать в допросах добрых три десятка раз. Расскажу алгоритм, по которому это происходит.

Наш вчерашний пост о нововведениях в области штрафов содержал преимущественно негативную информацию и мы решили, что нужно в пятницу немного разрядить депрессивную обстановку и поговорить о более позитивных вещах; а чтобы это было еще и композиционно красиво, позитив мы будем черпать, опять же в штрафах – а точнее в способах их снижения.

​Налоговая нагрузка и рентабельность в глазах налоговых инспекторов давно стали рисковыми индикаторами для планирования налоговых проверок и оценки налоговых ухищрений налогоплательщиков. О них упоминается в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее – Концепция), а также в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. тем же Приказом ФНС) (далее - Критерии).

Переквалификация движимого имущества в недвижимое появилась с момента внесения изменений в НК РФ в 2019 году, когда из ряда статей НК РФ слово «движимое» исключили. Почти как в старом анекдоте: «социопат Василий ненавидел все, что движется. А что не двигалось, он двигал и ненавидел». Только в данном посте ситуация наоборот.

 Казалось бы, вопрос довольно простой. Достаточно заглянуть в Налоговый кодекс и найти там статью 89 «Выездная налоговая проверка». В пункте 2 этой статьи русским по белому написано, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

Сегодня мы бы хотели поговорить с вами об одном крайне занимательном документе от 30.12.22 – своеобразном подарке на Новый Год от ФНС. Этим документом является Письмо ФНС России N СД-4-18/17916@ под кодовым названием “О направлении обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения” – а точнее приложение к нему.

Вчера мы начали про Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей, сегодня продолжение.

"Комментарии" – заполняются вручную инспекторами. Могут ими же и удаляться, если есть основания. Принцип работы "комментариев" аналогичен автоцепочкам, только делается все вручную в рамках открытых камералок.

 

Продолжаем описывать новое письмо ФНС «Об эффективности планирования ВНП и приоритизации работы с выгодоприобретателями в 2022 году». А где-то и прямо цитировать. Ходит расхожее мнение, навязанное некоторыми инспекторами, что если частично уточнить свои обязательства, то остальное можно отложить. Данное письмо прямо указывает обратное. При определении приоритетов для отработки схемных вычетов, в случае подачи уточненки, будет учитываться вся сумма схемных вычетов, вне зависимости от изменения.

- Ты, ты и ты!

- А можно и я?

- Можно! Расстрелять (анекдот).

Как в настоящее время выглядит «элитная» схема «оптимизации» НДС? Вы создаете организацию, которая является буфером между продавцами бумажного НДС и вашей компанией. Эта организация должна соответствовать определенным критериям.  Все эти критерии мы описывали ранее. Подобные организации так же предлагают на рынке продавцы бумажного «счастья». Они называют их Флагманами, а на языке налоговой службы это Выгодоприобретатели.

 

Нашему каналу пеняют, что мы периодически «пугаем» подписчиков всякими новшествами налоговиков. Мол, не очень-то и страшно, ничего критичного не происходит, подумаешь очередное программное обеспечение, созданное для распила бабла. А на «земле» всеми этими штуками никто из инспекторов пользоваться не научится, потому что знаний не хватает. А все кто грамотный уже ушли в налоговые консультанты, адвокаты и финансовые аналитики.

Как мы написали неделю назад, версия письма «для служебного пользования»  О применении смягчающих ответственность обстоятельств оказалась не подлежащей применению. Вместо нее появилась новая, в письме № СА-5-9/100ДСП@ от 24.01.2017 г. Анализ старого и нового письма показал, что практически все, что было опубликовано нами 21 сентября 2021 и 28 сентября 2021 соответствует действительности.

Сегодня мы продолжим публиковать выдержки из письма для служебного пользования № СА-5-9/540ДСП@ от 03.04.2015 года «о применении смягчающих обстоятельств». В данном письме приводится алгоритм действия налоговых органов и юридическое обоснование применения смягчающих обстоятельств при вынесении штрафов. Знание положений этого документа – важный элемент при ходатайствах о снижении штрафа.

Каждый раз, рассматривая итоги какого-нибудь дела не в пользу налогоплательщика, указываем, что по итогам проверки были доначислены недоимка, штраф и пени. Штраф за неуплату или неполную уплату налога штука неприятная. Если вы совершили это деяние без умысла, то 20% от недоимки, а если с умыслом, то все 40%. Все знают, что штраф можно уменьшить.

Нам в руки попал находящийся в открытом доступе кусочек письма (?) относительно того как в этом году будут утверждаться итоги выездных налоговых проверок связанных с применением статьи 54.1 НК РФ в Москве. Вот его текст:

Сегодня очередная публикация, основанная на недоступном для простых налогоплательщиков письме ФНС относительно выездных налоговых проверок. Мы подошли к заключительному разделу, который объединяет в себе рекомендации относительно планов ВНП от согласования до контроля за исполнением. Предыдущие обзоры данного документа можно посмотреть по ссылке.

Продолжаем рассматривать закрытые от простого смертного Рекомендации  по планированию и подготовке выездных налоговых проверок. Знание того как «оно всё происходит» позволит нашим подписчикам грамотно оценивать происходящие события и самостоятельно ответить себе на вопрос о назначении проверки.  Ранее мы уже рассмотрели:

Продолжаем серию публикаций относительно того как происходит процесс отбора налогоплательщиков на выездные налоговые проверки, согласно внутреннего письма налоговой службы. Сегодня рассмотрим вопрос миграции. Бытует мнение, что от проверки можно убежать в другой регион потому что «там наши обороты небольшие и мы там никому не нужны». Так ли это?

Разгоревшаяся ЖАРКАЯ битва между организмом налогового консультанта и прививкой от «гадкого вируса» затрудняет работу. Поэтому воспользуемся авторитаризмом и достанем из запаса уже сформированный пост, который мы должны были опубликовать только по достижению 200 лайков за предыдущую публикацию.

 Напоминаем, что мы рассказываем о рекомендациях по планированию и подготовке выездных проверок, на основании которых налоговая служба решает, придет ли к вам проверка.  Что бы прочитать весь материал, достаточно пройти по сквозным ссылкам в предыдущей публикации 

 Продолжаем знакомить наших подписчиков с методологией планирования налоговых проверок, скрытой от глаз обычного смертного. Ранее мы касались Общих положений и информационных ресурсов, используемых для отбора налогоплательщиков для проверки.  Сегодня же начнем рассматривать порядок отбора налогоплательщиков для формирования проекта плана выездных налоговых проверок.

Как оказалось, тема назначения и планирования выездных проверок нашла живой отклик среди наших подписчиков. А значит, мы шаг за шагом будем рассказывать, как происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок в разрезе регламента налогов. И вовремя реагировали на происходящее.

 Очень часто в разговорах с бухгалтерами и собственниками приходится слышать, что «мы это сделать не можем, потому что к нам придет проверка, выявит и накажет». К примеру, такое заявлял бухгалтер фирмы на ОСНО с оборотом в 20 млн. руб. в год и полностью легальным НДС на входе. В подобных случаях я обычно говорю «не льстите себе, проверку еще надо «заслужить»». 

Продолжение материала. Отражение предпринимателем суммы расхода, приближенной к доходам.

Данные берутся из декларации 3-НДФЛ и, если сумма расходов равна либо более 83% – это уже налоговый риск.

Достаточно часто подписчики просят оценить вероятность назначения им выездной налоговой проверки. Однако это может сделать сам налогоплательщик, используя достаточно старый, но от этого не менее актуальный, документ.  Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

Все мы знакомы с тем, что налоговые органы не только используют различные бюрократические уловки для пополнения бюджета, но также и не стесняются откровенно переворачивать толковать обстоятельства в свою пользу. Но у них это хотя бы объясняется их главной целью - собрать как можно больше денег.

 Ситуации, связанные с оспариванием решений налоговых органов в судах, встречаются не так уж редко, хотя в последние годы ФНС отчитывается о снижении количества судебных дел (прежде всего, рассмотренных в пользу налогоплательщиков). Однако, даже наличие судебного спора не мешает инспекторам приносить в зал суда новые доказательства, чуть ли не проводя проверку заново, но уже под чутким оком судьи.

Все знают о статье 8 Конституции России, в которой закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности. Однако, на практике налоговые органы  ̶и̶н̶о̶г̶д̶а̶ почти всегда забывают об этой статье и прямом действии всего основного закона в целом.

 Действия налоговых органов могут оказать влияние не только на самого предпринимателя, но и на его контрагентов. И далеко не всегда последствия будут приятными, вплоть до расторжения договора и полного разрыва отношений.

Ни для кого не секрет, что налоговые дела включают в себя все материалы проверки, и иногда их объем исчисляется сотнями (если не тысячами) страниц. И каждый документ присутствует в материалах не просто так, он является доказательством вины налогоплательщика. Добавьте к этому еще и документы, подтверждающие позицию самой компании. Итого получается значительное количество доказательств, каждое из которых как проверяющие, так и налогоплательщик должны тщательным образом изучить.

Стремление налоговых органов признать любую сделку формальной и доначислить какой-нибудь связанный с ней налог не знает границ. Делают это проверяющие с переменным успехом, но с должным служебным рвением.

Как уважаемым подписчикам уже может быть известно, на многие ситуации налоговый орган смотрит "со своей колокольни". Например, буквально на прошлой неделе нам на комиссии по легализации вычетов по НДС на вопрос о целях этого мероприятия сказали практически дословно "пополнить бюджет". А мы то, наивные, думали, что комиссия нужна для того, чтобы взять пояснения или донести все налоговые претензии...

 Выдача подотчетных сумм без каких-либо планов на их возвращение или составление этих самых “отчетов” – замечательный и удобный инструмент, уверены многие неискушенные налогоплательщики. Что же, удобность мы оспаривать не будем, тяжело соперничать с “выдаем деньги и забываем о них, а налогов с них платят меньше”; однако замечательность подотчетов становится спорной для налогоплательщиков.

Желание налоговиков пополнить бюджет неодолимо. И это заставляет их все тщательнее изучать любые "схемы" экономии на налогах. В особенности это касается ликвидации кредиторской задолженности. И, как показывает практика, иногда даже нормы Налогового Кодекса могут толковаться не совсем обычно и приятно для налогоплательщика.

Налогоплательщикам не так уж и редко приходится возвращать налог из бюджета или производить зачет платежей. Однако, далеко не всегда это происходит безболезненно.

Налоговые органы любят ставить разные препятствия на пути к возврату денег из бюджета и всячески нарушать сроки. Оно и понятно, ведь за уменьшение размера "государевой казны" никто по головке не погладит. Чего только стоит реальная история одного из наших клиентов, которого инспекторы уговаривали перейти в другой налоговый орган и уже там заявить о возврате.

К отсутствию документов, подтверждающих ту или иную операцию налоговый орган всегда относится подозрительно. К налогоплательщику сразу появляются вопросы и претензии. Вопреки расхожему мнению, документальное подтверждение операций важно не только при уплате налога на прибыль. Иногда его отсутствие может иметь другие негативные последствия.

Многие из наших подписчиков в курсе про проблему подачи уточненных налоговых деклараций без ведома самого налогоплательщика. Этим могут грешить даже сами инспекторы.

Вопрос - что же делать в такой ситуации? Самый простой выход - подать новую уточненку с первоначальными показателями. Но есть и более креативные способы.

Перекидывать друг другу деньги на банковские карты без особых последствий пока еще могут обычные граждане. Но если денежные потоки текут к физлицам от юрлица или ИП и это не зарплата – это становится опасным.